Гастроли Дориана Грея


Фото: Дориан: Е.Ковалевский, Безил: В.Васильев

Новое музыкально-драматическое воплощение получила опера одесского композитора Кармеллы Цепколенко "Доля Доріана" ("Судьба Дориана") (по мотивам романа О.Уайльда "Портрет Дориана Грея", либретто С.Ступака), которым открылась малая сцена Запорожского областного украинского музыкально-драматического театра им. В.Г.Магара (11 июня 2004 г. Дирижер - постановщик: Александр Сурженко; режиссер-постановщик Андрей Романов; концертмейстер О.Ермакова; хореография: Т.Боброва; сценография: Л.Зиновьева; художник по свету: заслуженный работник культуры Украины А.Иванов; звукорежисер: О.Коломоец; помошник режиссера: С.Мостовой; директор театра: заслуженный деятель искусств - Валентин Иванович Слонов). Опера была написана ещё в 1989г и ее первая постановка была осуществлена в 1990 г. оперной студией Киевской консерватории при участии национального ансамбля солистов Киевская Камерата (дирижер Владимир Сиренко, режиссер Валентин Щеголев).

Постановка современной музыкальной драмы именно в запорожском театре не случайна. Театр имеет свою большую историю (он известен на всем постсоветском пространстве), и директор театра заслуженный деятель искусств Валентин Иванович Слонов понимает, что современный театр должен соответствовать духовному содержанию зрителя нового типа.

- Валентин Иванович, что интересного было в этом сезоне и почему закрытие сезона связано с постановкой современного спектакля?

- Я бы хотел уточнить, что это не закрытие сезона, а открытие малой сцены, которое произошло в конце театрального сезона. Для нас это очень важное событие, так как малая сцена создает атмосферу камерности, если хотите, интимности, приближает слушателя к актерам, делает слушателя как бы прямым участником спектакля. Это наша театральная академия, посредством которой мы будем привлекать зрителя к современному искусству. Вы же понимаете, что современное искусство разрушает привычные стереотипы и создает свои непривычные и необычные миры. В современных условиях нужно было определиться каким путём мы будем идти - и мы выбрали путь музыкально-драматический (в истории театра был период, когда музыка ушла из театра, и ставились только драматические спектакли). Статус музыкально-драматический требует в первую очередь наличие камерного оркестра, квалифицированного дирижера и профессиональных музыкантов. Должен сказать, что на Украине наверное нет второго такого музыкально-драматического театра, у которого был бы оркестр в составе 30 человек. У нас он есть и состоит из профессиональных музыкантов, которыми руководит прекрасный, фанатично-преданный своему делу дирижер - Александр Васильевич Сурженко. В нашем театре ставятся также шоу-балеты, все это позволило нам замахнуться на такие спектакли, как "Королева Чардаша" и "Принцесса цирка" Кальмана. Недавно нами была осуществлена постановка спектакля "Нестор Махно" (при участии шоу-балета и оркестра).

Постепенно мы пришли к понимаю того, что наш театр должен работать в разных жанрах и собственно этому должна способствовать малая сцена театра - театр-салон. Для открытия малой сцены необходимо было найти яркое современное произведение. Я дал задание Александру Васильевичу подыскать такое произведение. Так мы вышли на одесского композитора Кармеллу Цепколенко и ее оперу "Доля Доріана". После прослушивания оперы мы решили - будем ставить, хотя понимали - трудностей на этом пути будет много. Во-первых, мы не имели опыта в постановке опер, а здесь все впервые - сложнейшая новая музыка,- естественно, ей должна соответствовать режиссерская концепция, видение художника-оформителя, художника по костюмам и т.п. В постановке этой оперы мы опирались на молодежь - это и наши солисты, и режиссер-постановщик Андрей Романов, и другие участники этого спектакля. Для многих из них это был творческий дебют и, как вы сами могли убедиться, он прошел успешно. Мы понимаем, что новое, требующее высокой степени художественной зрелости, искусство не может иметь широкую аудиторию, но зал малой сцены будет полон всегда, я уверен в этом. Конечно, мы проводим рекламную компанию, здесь задействованы и городские каналы телевидения, и радио, и афиши, и газеты, и журналы. Постановка оперы "Доля Доріана" - это огромный шаг театра на пути к повышению своего мастерства, к освоению современного репертуара. Мы вдохновлены успехом и в этом направлении, в направлении освоения современного репертуара, поиска новых интересных ярких работ театр будет продолжать свою работу.

 

Наша дальнейшая беседа продолжалась с необыкновенно интересным и талантливым человеком, дирижёром-постановщиком оперы - Александром Васильевичем Сурженко, который не только настроен на всеобщую пропаганду современного искусства, но и радикально новаторски подходит к этой задаче (в постановке оперы К.Цепколенко "Доля Доріана" все изменения были одобрены композитором).

- Александр Васильевич, чем вызвано Ваше обращение к современной опере. Ведь репертуар театров в основном состоит из классических произведений, зритель не доверяет своему вкусу и идет только на то, что уже отобрано временем, имеет так называемый "бренд", определенную марку. Вы же пошли на определенный риск, на то, что ваша работа может не найти понимания у зрителя в силу его неподготовленности, в силу того, что новое искусство конфликтует с устоявшимися стереотипами. Чем же это было вызвано: ощущением необходимости нового, убежденностью в силе произведения, или…?

- Должен сказать, что в жизни все бывает гораздо прозаичнее, чем хотелось бы. Мы в театре решили открыть малую сцену и необходим был камерный спектакль, который бы украсил это событие. Из предложенных мной камерных опер (В.А.Моцарта, Д.К.Менотти, Д.Чимарозы, Н.Лысенка) мы с Валентином Ивановичем выбрали оперу "Доля Доріана" Кармеллы Цепколенко. Я понимал, что роман романом, но все же музыка может оттолкнуть своей новизной, необычностью. С некоторой опаской дал прослушать запись оперы директору театра. Через день Валентин Иванович сказал, что музыка его поразила, он ходит под ее впечатлением. Потом, недели через две он мне говорит: "Вы знаете, не могу отвязаться, эта музыка постоянно меня преследует. Нужно обязательно ставить". И мы начали работать...

Конечно, фактически работа была нелегкая, но по ощущениям, которые остались у меня и у всех актеров, это был самый легкий, знаете как "легкое дыхание" у Бунина, спектакль. Мы все жили им на протяжении нескольких месяцев…

- Александр Васильевич, как вы оцениваете работу оркестра и молодых актёров (некоторые актёры не имели специального музыкального образования) над спектаклем. Ведь сложная музыкальная фактура с многочисленными тематическими деформациями, разноплановыми находками метро-ритмического материала требует от исполнителей высокого профессионализма.

- Я, как дирижер, оцениваю проведенную работу над спектаклем очень высоко. Во-первых, такого рода спектакль впервые в истории нашего театра, опера, да еще и современная, да и еще с таким сложным непривычным обывателю языком - это чрезвычайно рискованный эксперимент. Но мы справились, очень хорошо показали себя молодые актеры, которые с увлечением работали над ролями, оркестр, который впервые исполнял сложную современную музыку.

До этого мы ставили ряд классических спектаклей, имели несколько сольных камерных концертов. Опера Кармеллы Цепколенко - это на сегодняшний день кульминационная точка достижений оркестра в театре. Мне представляется, что постановка этого спектакля это событие не только для Запорожья, но и в масштабах всей страны. Этот спектакль впервые взят в репертуар театра, и я надеюсь, что он будет иметь долгую сценическую жизнь. Мы оказались в авангарде этого жанра, и я надеюсь, что с нашей легкой руки спектакль будет поставлен как в других городах, так и за пределами нашей страны.

Как дирижер я очень высоко оцениваю оперу Кармеллы Цепколенко "Доля Доріана". Все составляющие этой оперы: драматургия, либретто, тембральный подбор голосов и состава оркестра, концептуальное решение динамики и взаимодействия всего ансамбля - все сделано так тонко и так глобально продумано, что сама уже партитура вызывает восхищение. Спектакль незаурядный и стоит вровень с самыми выдающимися произведениями этого жанра.

В музыке оперы К. Цепколенко есть свой стиль: интонационная сфера мелодических линий (и её производных) настолько природна и естественна, что уже через неделю занятий все вокалисты знали свои партии наизусть. Это говорит о том, что интонационная сфера этой оперы - ладовый строй мелодий и интонаций созданы композитором так, что они воспринимаются человеком как естественная музыка. Вокалисты мне говорили, что они запоминали мелодии оперы так же легко, как и мелодии опер Верди, Чайковского, и они навязчиво держались в их сознании. Общеизвестно, что достижение природности и естественности является проявлением высшего композиторского мастерства, как, например, мелодии Верди. Актеров сбить совершенно невозможно. Я за пультом совершенно спокоен, так как знаю, что никто не выйдет из общей гармонии целого. Мне кажется, что это также является одним из доказательством, что это музыка естественная и природная. Эта опера живет своей жизнью и ей уготована счастливая судьба. Осенью мы планируем перенести ее на большую сцену. Мне кажется, что в дальнейшем этот спектакль должен быть поставлен в Вене или Ковент Гардене (Лондон), где ему будет обеспечено достойное сценическое решение. Эта опера стоит в ряду с произведениями Воццека Берга или Шенберга. Я горжусь тем, что соприкоснулся с партитурой этой оперы и имею счастье дирижировать этим спектаклем.

 

Подытоживая наш разговор-беседу, хочется сказать об удивительной силе музыки оперы. Она с первых же звуков - таинственно-величавых, возвышенных - вводит зрителя в некое философское раздумье о представляемой вечности и реальности, тем самым смещая в неопределённое временное пространство, где реальность - это вымысел, абсурд. Время и человек…

Музыкально-мелодический строй оперы Цепколенко (как заметил дирижёр-постановщик) натурален и естественен, но ровно настолько, насколько и абстрактно современен с чётко подчеркнутой интонационной диссонантностью, сложностью композиционных решений. Композитор особенно тщательно подходит к оркестровой фактуре, которая служит и воплощением идейной концепции, и дополнением-разработкой музыкально-поэтических образов (в запорожской премьере оперы дирижёр-постановщик помещает оркестр на сцене, придавая ему облик действующего лица). Он сочетается, дополняет и порой досказывает то, что невозможно передать пластикой, голосом. Характер соотношения и функциональной целостности звучащей музыкальной материи говорит о целостности формы в целом. Драматургически важное поворотное значение имеют кульминации. Последняя динамическая кульминация с многоплановой структурой основана на принципе наложения отдельных тематических пластов, ведущих к сюжетной развязке оперы. Длительное состояние размышления о глубине сознания и подсознания обрывается гротескным свистом, как вызов судьбе, или…Необычно и ярко композитор подходит к окраске тембровой драматургии, сочетая сочное "ариозное" пение с различными шумовыми звуками оркестра, разговорную речь и пронзающий слух смех-хохот, что создаёт удивительную дифференцированную образную партитуру.

Безусловно, опера К.Цепколенко "Доля Доріана" имеет свою судьбу и будет поставлена ещё на многих сценах, ибо сила её воздействия на чувственные импульсы настолько велика, что можно сказать о её влиянии на формирование молодых художников-творцов.

 

Беседу вела член Ассоциации Новая музыка, музыковед Асмик Хачатрян

Запорожье-Одесса, 11 июня 2004.